Преподобный Иоанн Лествичник (525—595 (605) или 579—649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Автор аскетического духовного творения «Лествица или Скрижали духовные», по которому и получил прозвание Лествичника.
В своем творении «Лествица райская» преподобный Иоанн изобразил путь постепенного восхождения человека по лестнице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе, к духовному совершенствованию. Таких степеней (ступеней) в «Лествице» указано 30 — по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в этой книге расположены в естественном их порядке и преемстве от приготовительных и низших — к высшим.
«Лествица или скрижали духовные»— Оригинал книги в русском переводе, с алфавитным указателем. (5-е Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898 г.). «Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь».
«Греховные страсти и борьба с ними (по книге «Лествица») — выдержки из «Лествицы» преподобного Иоанна, составленные в конце 1990-х гг. игуменом Петром (Пиголем). «Православие и мир. Электронная библиотека» (lib.pravmir.ru).
«Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину» — книга игумена Германа (Осецкого). «Лествица плохо понимается мирянами и даже монахами; для разъяснения ее и написана эта книга».
Преподобный авва Дорофей (505—565 или 620), выдающийся Божий угодник, ревностный воин Христов. Авва Дорофей знаменит своим литературным наследием: поучениями (числом 21), посланиями (числом 10) и записью ответов старцев Варсонофия Великого и Иоанна Пророка на вопросы преподобного Дорофея (числом 87). Труды аввы Дорофея являются классикой аскетической литературы, изучаются монашествующими и мирянами как источник анализа помыслов и движений души христианина.
«Душеполезные поучения и послания» — одно из самых читаемых аскетических творений. На протяжении вот уже пятнадцати столетий христиане черпают в этой сокровищнице богатейший духовный опыт. Как искоренять страсти и приобретать добродетели? Как проходить путь Божий разумно и внимательно? Ответы на эти вопросы мы находим, читая поучения преподобного Дорофея.
«Добротолюбие» — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков. Сборник составлен митрополитом Коринфским Макарием и Никодимом Святогорцем и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году в Венеции. На церковно-славянский язык «Добротолюбие» было переведено св. Паисием Величковским (опубликовано в 1793 г.), а позднее над переводом на русский язык, а также дополнением сборника на протяжении двадцати лет трудился святитель Феофан Затворник.
«Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию»» — книга иеромонаха Митрофана (Волкодава), в которой внимательно, кропотливо изучается славянский текст «Добротолюбия», выявляются драгоценные жемчужины святоотеческой мудрости и тем самым указуется читателю, как безошибочно стать на путь святой жизни и твердой стопой идти по нему – побеждать страсти, стяжать противоположные им добродетели (глава II) и иметь надежное руководство в духовной жизни (глава III).
Святитель Феофан Затворник (1815-1894), епископ Русской Православной Церкви, богослов, публицист-проповедник «Страсти и борьба с ними».
Выдержки из творений и писем святителя Феофана. «Я пришел к мысли, что было бы очень полезно составить сборник из разбросанных изречений и сказаний, куда бы всё вошло. Сборник сей должен быть руководственною книгою. Я еще не разуверился, чтобы план жизни, мною построенный и изобретенный в выпусках о пути спасения, был далек от действительности. Этот план я и желал положить в основу сборнику».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 — 1908), священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель. «Борьба со страстями плоти».
«Борьба с грехом научает человека духовной опытности, духовной войне и победе о имени Господнем, укрепляет душу в вере и добродетели, в любви к Богу и к ближним, просвещает и возвышает ее, очищает, освящает, обожает и делает ее достойною венцов небесных, нетленных и вечного блаженства. Поэтому не изнемогай и не унывай, человек христианин, в борьбе со страстями с различными искушениями, но мужайся и побеждай их благодатию Христовою»
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), епископ Русской Православной Церкви. Богослов и проповедник. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года. «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)»
Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. «Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения».
Святитель Николай (Могилевский) (1877-1955), епископ Русской православной церкви, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. «Не поклонимся греху: Святоотеческое учение борьбе со страстями».
Глубокое знание аскетической традиции позволили будущему святителю в простой, сжатой и доходчивой форме донести многовековой подвижнический опыт современному читателю. Настоящая книга представляет собой обобщение святоотеческого опыта борьбы со страстями.
Епископ Петр (Екатериновский) (1820 — 1889), священнослужитель Русской Православной Церкви, епископ Томский и Семипалатинский, кандидат богословия, духовный писатель. «Указание пути к спасению. Опыт аскетики».
«Имя епископа Петра (Екатериновского), ныне незаслуженно забытое, по праву можно поставить в один ряд с именами святителей Филарета (Дроздова), митрополита Московского, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. Книга епископа Петра «Указание пути к спасению» до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью. Это свидетельствует о том, какое значение в деле духовного становления христианина придавали книге оптинские старцы. Современники писали: «Такие труды, как «Путь ко спасению» епископа Феофана и «Указание пути к спасению» епископа Петра, наряду с «Невидимой бранью» Никодима Святогорца, должны быть настольными книгами пастырей».
Архиепископ Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов) (1800 — 1857) — епископ Русской Православной Церкви, с 24 февраля 1848 года архиепископ Херсонский и Таврический. Член Российской академии, Член Святейшего синода. Знаменитый проповедник. «О грехе и его последствиях»
«Выдающийся деятель Русской Православной Церкви первой половины 19 века архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) оставил богатое духовное наследие. Он обладал необыкновенным проповедническим даром, за что современники называли его русским Златоустом». Прошло уже более 150 лет с тех пор, когда слово Херсонского архипастыря звучало для многих его современников.
Митрополит Иерофей (Влахос) (1945), епископ Элладской Православной Церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский. Греческий богослов, писатель.
Книга «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души» – сконцентрированное руководство по лечению духовной немощи, основанное на святоотеческих писаниях.
Игумен Никон (Николай Николаевич Воробьёв), (1894 — 1963) — священнослужитель Русской православной церкви (с 1956 года в сане игумена), духовный писатель. Известен своими многочисленными письмами к своим духовным детям, большинство из которых опубликовано в сборниках «Нам оставлено покаяние» и «Как жить сегодня».
Схиигумен Савва (Николай Михайлович Остапенко) (1898 — 1980), священнослужитель Русской Православной Церкви, духовный писатель, насельник Псково-Печерского монастыря. «Семена сатаны и Любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости».
Схиархимандрит Иоанн (Иван Сергеевич Маслов), (1932-1991), священник Русской Православной Церкви, один из последних глинских старцев, магистр богословия (1983), духовный писатель. «Преподобный Амвросий – старец оптинский».
«Из наставлений святых отцов отец Иоанн особенно часто любил повторять слова глубоко чтимого им преподобного Амвросия Оптинского: «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтеньице!»
Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994), схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Преподобный Паисий Святогорец. Нравственно-аскетические труды. Том V. «Страсти и добродетели».
Монах Моисей Святогорец (1952–2014), родился в Афинах, афонский монах, иконописец, поэт, литературный критик, духовный писатель. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от греческого монастыря Кутлумуш. Старец Моисей был одним из самых известных современных афонских монахов и писателей. Книга «Как убить страсти».
«Наши страсти являются весьма значительными внутренними движущими силами. И нужно с самого начала сказать, что культивирование страстей в нашей душе является формой отречения от Бога в нашей жизни, поскольку страсти, как мы уже сказали, являются вещами богоборческими и управляются демонами».
Протоиерей Алексей Уминский (1960), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, на священство был благословлен архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), в 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. «Тайна примирения».
«Тайна примирения» — книга, созданная из бесед известного проповедника протоиерея Алексия Уминского о Таинствах Исповеди и Причастия. Рассуждения отца Алексия, сохраняя и в печатном виде сердечный, доверительный тон личной беседы, помогают глубже заглянуть в себя, переосмыслить свои поступки, ответственно подготовиться к Исповеди и Причастию. Книга содержит немало ценных практических советов: о частой исповеди и частом причащении, о недопустимости гипертрофированного «страха греха», наконец о том, что главное препятствие к подлинному покаянию — ложь самому себе. Достоинством книги является то, что беседы протоиерея Алексия — живая речь, идущая от сердца; очевидно мастерство автора в области человеческого общения: мысли выражены ясно, четко, с исчерпывающей полнотой.
Протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903), священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей, богослов. «Борьба с грехом».
Данная книга на примерах Священного Писания, трудов отцов Церкви и подвигах святых подвижников объясняет необходимость покаяния как средства исправления греха и помогает христианину подготовится к Таинству Исповеди.
Протоиерей Сергий Филимонов (1965), священник Русской Православной Церкви, профессор СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кандидат богословия, доктор медицинских наук, писатель, главный редактор журнала «Церковь и медицина», член Исполкома Общества православных врачей России (ОПВР) им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, настоятель храма Державной иконы Божией Матери, практикующим лор-хирургом высшей категории. Книга «Борьба со страстями».
Протоиерей Павел Гумеров (1974). «Православная аскетика, изложенная для мирян»
Книга призвана помочь православному христианину в его борьбе со страстями и греховными привычками. Опираясь на Священное Писание, труды святых отцов и свой собственный священнический опыт, автор раскрывает психологические особенности поведения и мышления человека, которому Бог судил жить и спасаться в XXI веке.
Иерей Вадим Коржевский (1975), священник Русской Православной Церкви, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии, писатель. «Пути спасения христианина».
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. «Современная практика православного благочестия». Глава 2. Ум и разум, Глава 3. Мысли, Глава 4. Сердце (душевное), Глава 7. Грех, рабство души и глубина падения, Глава 8. Страсти Глава, 9. Пристрастие, Глава 10. Искушения.
«Мы являемся игрушками в нашем мысленном море, над которым господствует лукавый и кидает нас в нем по своему произволу из одного мысленного искушения к другому…»
Петр Юрьевич Малков (1971), кандидат богословия, член Синодальной Библейско-богословской комиссии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент. «Духовный смысл Таинства Покаяния» из книги: «Введение в литургическое предание».
«И если в этой душе живет страсть – как привычка ко греху, как наша органическая укорененность во грехе, как привязанность к греховному состоянию – такое внутреннее состояние будет непрестанно проявляться вовне в качестве конкретных, единичных греховных поступков. И здесь грешнику необходимо одновременно бороться и с этими внешними проявлениями – с каждым конкретным грехом, – и вместе с тем стремиться искоренить живущий в нас духовный вирус – греховную страсть».
Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.). Вплоть до самой кончины Шиманский работал над обширным трудом: «Учение святых отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии».
Шеховцова Лариса Филипповна (1945), православный психолог, доктор психологических наук, руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии. «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами».
В данной книге содержится не только святоотеческие изречения и представления о страстях, но и методы психотерапевтической помощи в борьбе с главными страстями. Книга написана авторским коллективом членов Общества православных психологов Санкт-Петербурга памяти свт. Феофана Затворника под редакцией председателя Общества доктора психологических наук, профессора Л.Ф. Шеховцовой и рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.