«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Толкование
Икона Божией Матери «Милосердия двери»
Святитель Иоанн Златоуст, (ок. 347 — 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
«Добрые дела суть как бы крепкие латы…»
«Необходимо отогнать тот помысл, будто если мы не успеем наперед запасти добрых дел в мере, равной совершенным после них грехам, то ничто не удержит нас от сильного и полного падения. Напротив, добрые дела суть как бы крепкие латы, которые не попускают острой и губительной стреле сделать свое дело, но, быв сами рассечены ею, защищают тело от великой опасности».
Святитель Феофан Затворник (1815 — 1894), епископ Русской Православной Церкви, богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.
«Поэтому верующий, если пришел к вере прямым путем, то есть путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей и творит добрые дела. Вера дает ему к этому сильнейшие побуждения. Вера дает ему на это силы благодатные через святые таинства. Так вера содействует делам (Иак. 2, 22)».
Схиигумен Савва (Остапенко), (1898–1980), священнослужитель Русской Православной Церкви, духовный писатель, насельник Псково-Печерского монастыря. Почитается в православной среде как старец.
«Милосердие внешнее и сердечное»
«Быть добрым – это не значит натаскать себя на добрые поступки, а накопить тепло благодати в своем сердце, и прежде всего – очищением и молитвой. Как не простудиться на морозе? – Быть внутренне согретым. Как не охладеть в мире? – Обложить сердце теплотой благодати Святого Духа. Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это, как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей».
Иерей Вадим Коржевский (1975), священник Русской Православной Церкви, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии, писатель.
«Если даже нищий лицемерит, то лицемерит скорее от нужды и бедности, а милостыня тогда и бывает истинной, когда оказывается грешникам. Да и по свойству своему милосердие, когда видит кого-нибудь страждущим, не может исследовать о причине возникшей нужды, а скорее делает все для того, чтобы облегчить страдания».
Протоиерей Сергий Николаев (1952), священник Русской Православной Церкви, ведущий передачи «Проповедник» на Народном радио, автор сборников рассказов о чудесных случаях: «Божьи вешки» и «Родные святые», книг для детей «Символ чистоты», «Летнее чудо», «Ангелы детства», «Необыкновенный подарок».
«В один московский храм ходит очень пожилой человек. Ходит он на раннюю литургию. После службы он некоторое время отдыхает в храме на лавочке. Как-то мы разговорились. “Хожу после службы в дом престарелых. Рядом здесь. Принесу с собой батон, а иногда немного карамели. Им особо ничего не надо, кормят пока. А вот поговорить не с кем. Есть лежачие, им еще труднее. Вот и хожу Христа ради. Поговорю, чаю попью с ними, им радость».
Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.).
«О добродетели как о добром деле».
«Пока человек не имеет еще полного и решительного намерения, горячей святой ревности преуспевать в заповедях Божиих и любви к добрым делам, до тех пор добрые дела его не совсем чисты и совершенны. Они тогда бывают непостоянны, смешаны с грехами и страстями. Но все же и в этом виде, еще несовершенном, они не бесполезны, как «приготовители благодати Божией, возжигающий огнь ревности».
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«Милосердие. Современная практика православного благочестия. Том I. Часть 3. Главы 30, 31, 32».
«При благотворительности «благие», т. е. хорошие дела, могут совершаться и из-за различных низменных побуждений, т. е. по тщеславию, по гордости – ради самолюбования, чтобы отвязаться от просителя и т. п. В этих случаях один факт «благотворения» еще ничего не говорит о пользе от него душе. Какой может быть взят признак для суждения о том, какие дела милосердия наиболее угодны Богу?..»