«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 2-я Заповедь Блаженства (Матф. 5-4)
«Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и делает его безгрешным»
Авва Лонгин
Преподобный Нил Сорский (1433 — 1508), православный святой, преподобный, крупный деятель Русской Православной Церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий, известный своими нестяжательскими взглядами.
«О слезах: что подобает делать хотящим обрести их»
«Симеон же Новый Богослов все добродетели называет воинством, а Царем и военачальником – умиление и плач. «Поскольку тот, – сказал он, – вооружает, и научает, и укрепляет бороться с врагом во всех начинаниях, и сохраняет от ратей противника».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), епископ Русской Православной Церкви. Богослов и проповедник. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года.
«Учение о плаче Преп. Пимена Великого. О слезах» из книги «Аскетические опыты. Том 1».
«Причина слез – зрение и сознание своей греховности. Стяжавшему зрение своей греховности, стяжавшему страх Божий, стяжавшему чувство покаяния и плача, нужно испросить у Бога дар слез прилежною молитвою. Дар «плача» и «слез» есть один из величайших даров Божиих, Он – дар, существенно нужный нам для нашего спасения».
Епископ Варнава (Беляев) (1887 — 1963) — священник Русской Православной Церкви, аскетический писатель, юродивый.
«Желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, – и желающий не впадать вновь в грехи плачем же избегает от впадения в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте! Другого пути, кроме плача, нет»
Архимандрит Софроний (Сергей Семёнович Сахаров) (1896 — 1993), священнослужитель Константинопольской православной церкви, схиархимандрит, ученик и биограф Силуана Афонского; основатель ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в селении Молдон (графство Эссекс, Англия).
«О духовном плаче» из книги «Видеть Бога как Он есть».
«Возьми сухой орех, положи его под тяжелый пресс и увидишь, как потечет из него масло. Нечто подобное происходит с нашим сердцем, когда невидимый огонь слова Божия опаляет его со всех сторон. Окаменело сердце наше в своем животном эгоизме, и, что хуже, в своей гордой спазме. Но воистину есть такой Огонь (Лк. 12, 49), который способен расплавить даже крепчайшие металлы и камни».
Иерей Вадим Коржевский (1975), священник Русской Православной Церкви, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии, писатель.
«Беседа о плаче» из книги «Пути спасения христианина».
«Не плач происходит от слез, а слезы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач».
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«Однако святоотеческий термин «плач» надо отличать от понятия «пролитие слез». И прпп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят, что «не плач происходит от слез, а слезы от плача». Под «плачем» св. отцы понимают постоянное глубокое сердечное сокрушение о сделанных грехах и о своей греховности…»
Виталий Васильевич Коваленко, ректор Севастопольского православного университета, доцент, кандидат исторических наук.
«Блаженный плач» из книги «Заповеди блаженств».
«Как узнать – способны ли мы к плачу, ведущему к обетованному утешению? Попробуем честно ответить на вопросы, характеризующие отношение к собственным грехам: 1. Видите ли Вы свои грехи либо оставляете их без внимания? 2. Находите ли Вы удовольствие в грехе?…»