Краткие наставления священнослужителей о войне со страстями 

Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003), архиепископ Великобритании и Ирландии, Патриарший экзарх Западной Европы (1965-1974), почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999), один из известнейших православных миссионеров XX века.

«Грех — единственное несчастье человеческой жизни»

«Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих…Вот где начинается наше спасение или завязывается узел нашей погибели».

 

Архимандрит Платон (Игумнов) (1945), доктор богословияпрофессор Московской Духовной Академии. Более 30 лет отец Платон совершает пастырское служение и преподает будущим священникам Нравственное богословие.

«Нечистые, злые и богохульные помыслы. Борьба с помыслами» из книги «Православное нравственное богословие»

«По общему смыслу воззрений преподобного Иоанна Кассиана, святые, которые постоянно имеют Бога в своей памяти, ходят как бы на цыпочках по растянутым на высоте канатам. Поставляя сущность своей жизни и своего спасения на узкой стезе памяти о Боге, они помнят, что подвергнутся жестокому падению, если нога их хоть немного поколеблется».

 

Епископ Петр (Екатериновский) (1820 — 1889), священник Русской Православной Церкви, епископ Томский и Семипалатинский, кандидат богословия, духовный писатель.

«О подавлении страстей» из книги «Указание пути к спасению. Опыт аскетики».

«Святой Лествичник говорит, что кто благочестно низложил в себе три главные страсти – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, тот низложил вместе и прочие пять, то есть блуд, гнев, отчаяние, уныние и гордость. Но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит».

 

Епископ Владимир (Агибалов) (1966), архиерей Русской Православной Церкви, епископ Новокузнецкий и Таштагольский.

«Страсть — это страдание » (ВИДЕО+ТЕКСТ)

«Кто-то может спросить: что плохого в том, что человек любит вкусно поесть, старается быть бережливым, совершенно естественно испытывает скорбь, например, при потере близких людей? Однако грань между естественным и противоестественным очень тонка. Так бережливость может перерасти в скупость и сребролюбие, скорбь – в тоску и уныние, а стремление к вкусной еде – в чревоугодие».

 

Игумен Никон (Воробьёв) (1894 —  1963), священнослужитель Русской Православной Церкви (с 1956 года в сане игумена), духовный писатель.

Выдержки из главы «Бог есть Любовь. Видение грехов своих» книги «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни» (С.21-26;50-53)

«Если боишься скорбей и хочешь избежать их, то Господь Иисус Христос указал средство избежать их…»

 

Игумен Марк, священник Русской Православной Церкви, духовник Московского Симонова монастыря.

«О духовных средствах для борьбы со злыми духами»

«Пиявки облипают тело живое и сосут из него живую кровь; но если обдать тело соленою водою, то пиявки тотчас отпадут. Так и Господь осолил естество наше солью благодати Св. Духа, и бесы все должны были отскочить от него, пораженные Божественною Силою и Светом Веры с возлюблением святости».

 

Монах Моисей Святогорец (1952–2014), афонский монах, иконописец, поэт, литературный критик, духовный писатель. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш.

Выдержки из главы «Различение и убийство страстей» книги «Как убить страсти»

«Пригревшиеся в нас в течение долгого времени страсти уже нашли там себе уголок, пустили корни и… полюбились нам. Поэтому их выкорчевывание довольно неприятно: царапает, саднит и болит».

 

Протоиерей Алексей Уминский (1960), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, на священство был благословлен архимандритом  Иоанном (Крестьянкиным), в 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

«Будьте умны, но умны по-святоотечески. Наставление в борьбе со страстями»

«Ум – это не хитрый, изворотливый интеллект, ум – это божественный дар, человеку данный для различения добра и зла. И борьба со страстями не может начаться без того, чтобы человек правильно не определил, что есть что: что есть любовь, что есть свобода, что есть добро и что есть зло. Вот это различение – первый шаг в борьбе со страстями».

 

Протоиерей Сергий Дергалев (1963), священник Русской Православной Церкви, настоятель Богоявленского храма в селе Беломестное Белгородской области, писатель, преподаватель Белгородской духовной семинарии.

«Общее правило в борьбе со страстями» из книги «Введение в православную аскетику»

«Мы не можем сказать, что врач, будучи неискусен, не дал надлежащего лекарства. Ибо врач душ есть Христос, Который все знает и против каждой страсти подает приличное ей врачевство: так, против тщеславия дал Он заповеди о смиренномудрии; против сластолюбия – заповеди о воздержании; против сребролюбия – заповеди о милости. Одним словом, каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь. Итак, нельзя сказать, что Врач неискусен; а также и что лекарства стары и потому не действуют; ибо заповеди Христовы никогда не ветшают, но чем более их исполняют, тем более они обновляются. Поэтому ничто не препятствует здравию душевному, кроме бесчиния души«.

 

Протоиерей Павел Гумеров (1974), священник Русской Православной Церкви, писатель.

«Как современному человеку бороться со страстями»

«Страсть невозможно победить, если ты не очень хочешь с нею бороться. Просто так пытаться вяло ее отгонять – бесполезно. Почему? Потому что степень поражения очень серьезна. Хроническую болезнь невозможно вылечить, если ты будешь иногда пить какие-то таблеточки. Должна быть очень серьезная работа. И быстро победить страсть не получится. Ведь если страсть приобреталась годами, то за две недели ты ее не вылечишь. Повторюсь: это серьезная работа, для этого нужно очень серьезное желание».

 

Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.). 

«Подвиг очищения сердца»

«Очищение сердца от страстей составляет только часть подвига стяжания чистоты; другую важнейшую часть составляет стяжание христианских добродетелей…»

Ошибка в тексте