Икона «Притча о блудном сыне». Уроки покаяния. Толкование.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), епископ Русской Православной Церкви. Богослов и проповедник. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года.
«О покаянии. Чтение в Великий Пост»
«Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, – и врачевство, подаваемое Им, всемогуще»
Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003), архиепископ Великобритании и Ирландии, Патриарший экзарх Западной Европы (1965-1974), почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999), один из известнейших православных миссионеров XX века.
«О покаянии. Наставления в духовной борьбе».
«И сколько раз, перед тем как прочесть разрешительную молитву, я указывал, что примирение между Богом и человеком должно быть обоюдное, и спрашивал кающегося, готов ли он простить Богу все Его ошибки, весь вред, который Он попустил, все обстоятельства, помешавшие ему, доброму христианину, стать святым. Людям это не нравится…»
Епископ Виссарион (Нечаев) (1823 — 1905), священник РПЦ, епископ Костромской и Галичский, профессор Московской духовной семинарии (1852), преподаватель Священного Писания и греческого языка, писатель, экзегет. К числу его основных трудов принадлежат толкования на паремии – места из Библии, которые предлагаются Церковью во время богослужебных чтений.
«Слезы Петра» из книги «Уроки покаяния по библейским сказаниям».
«Вопроси себя, грешник, не увлекаешься ли и ты, подобно Петру, самонадеянностью? Не мечтаешь ли одними собственными силами побеждать искушения на грех, без помощи благодати Божией, и потому не молишь о ней Бога?»
Архимандрит Софроний (Сергей Семёнович Сахаров) (1896 — 1993), священнослужитель Константинопольской православной церкви, схиархимандрит, ученик и биограф Силуана Афонского; основатель ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в селении Молдон (графство Эссекс, Англия).
Выдержки из главы «О покаянии и духовной брани» из книги «Видеть Бога как Он есть».
«Чрез искреннее раскаяние с решительным самоосуждением себя пред Богом и людьми внутренний человек очищается, и вода в сосуде, проведенная чрез духовный фильтр покаяния, восстанавливается в своей чистоте. Отсюда, когда я исповедуюсь, то обвиняю себя во всяком зле, потому что не нахожу во всем мире такого греха, которого я не сотворил хотя бы мгновенным прикосновением ума. Самая возможность такого движения моего духа является показателем моего греховного состояния».
Монах Моисей Святогорец (1952–2014), родился в Афинах, афонский монах, иконописец, поэт, литературный критик, духовный писатель. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от греческого монастыря Кутлумуш. Старец Моисей был одним из самых известных современных афонских монахов и писателей.
Выдержки из главы «Воспитание сердца» книги «Как убить страсти».
«Итак, необходимо перейти к операции на открытом сердце. Его артерии закупорены многолетними страстями. В операционной, на исповеди, с опытным, обученным, рассудительным хирургом-духовником, с наркозом покаяния, лекарствами слез, скальпелем откровенности, раскаяния и решительности может прийти желаемое исправление и исцеление…»
Протоиерей Алексей Уминский (1960), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, на священство был благословлен архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), в 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
«От грехов освобождаемся через покаяние» из книги «Тайна примирения».
«Сталкиваясь с проблемами и ситуациями, которые кажутся совершенно безвыходными, трудно бывает поверить в то, что нам дарована свобода, что мы можем хоть как-то повлиять на свою судьбу. Действительно, зависит ли в нашей жизни хоть что-то от нас самих? Способна ли наша собственная воля каким-то образом изменить нашу жизнь?… Сделав для себя исповедь «Таинством многоразового использования», наше сознание и живет от исповеди до исповеди… Для человека, который живет покаянием, исповедь каждый раз совершается по-новому, не так, как совершалась прежде. Это не всегда осознается, но это так».
Игумен Петр (Мещеринов) (1966), священнослужитель Русской Православной Церкви, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря; катехизатор, миссионер, публицист, переводчик.
«Борьба с грехами и Таинство Покаяния»
«Нарушить волю Божию — это не начальника на работе ослушаться. Воля Божия не есть некая директива, указ, внешне и формально принуждающий нас к чему–либо. Воля Божия — это, можно сказать, желание и действие Божие, то, на чем держится мир, все бытие…»
Протоиерей Павел Гумеров (1974), священник Русской Православной Церкви, писатель.
Глава II «Покаяние — основа духовной жизни» из книги «Православная аскетика, изложенная для мирян».
«Для вступления на путь войны против страстей нужно иметь твёрдую решимость, возненавидеть страсть всей душою и ополчиться на неё. Второе, что нужно сделать – это покаяться в грехах, прибегнуть к таинству исповеди, но не просто исповедовать грехи, а принять решение бороться с ними и после исповеди не оглядывать назад, сжечь все мосты, связывающие нас с прошлой страстной греховной жизнью и идти вперёд, побеждая страсти».
Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.).
«Состояние сердца у человека грешника. Чистое сердце»
«…вот отчего грешнику не хочется быть в церкви, слышать церковное пение, участвовать в священнодействии, слушать Слово Божие, читать духовные книги или молитвы. Все эти предметы для него неприятны, отталкивающи, не по сердцу ему, непонятны, не питают его сердце, а мучат. И он от них бежит».