Десять ветхозветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).
Евангельские Заповеди (МФ. 22:37-40)
Под именем евангельского нравственного закона разумеются те истины и правила, которые возвестил людям Сам Господь Иисус Христос и проповедали всему миру Его святые апостолы.
Заповеди Блаженства (Матфей 5:2-12)
В восполнение 10-ти заповедей Ветхого Завета Спаситель предложил учение о блаженствах. В 9-ти заповедях блаженства Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству. Св. Иоанн Златоуст замечает, что в Нагорной беседе Иисус Христос дает заповеди выше древних, предлагает путь к некоторому божественному и небесному образу жизни.
Владимир (Агибалов) (1966), епископ, архиерей Русской Православной Церкви, епископ Новокузнецкий и Таштагольский.
«О заповедях» + Видео (продолжительность 05:26)
«Конечно, христианин, серьёзно вступивший на духовный путь, может впасть в грех, однако, как замечал святитель Игнатий, величайшая разница: согрешить намеренно и согрешить по немощи, при желании угодить Богу. Ведь одинаково грязен и живущий на помойке бездомный человек, и тот, кто вышел из дома в новом костюме, но споткнулся и упал в лужу. Но разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным – обычное состояние и образ жизни, а для другого – досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить».